Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск Карта Регистрация

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка Франческо ПЕТРАРКА (Francesco Petrarca, 1304 — 74) — знамен, итал. поэт и гуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди Parenzo: изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность к партии “белых” (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким городам Тосканы, родители 9-летнего П. переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра. Здесь П. поступил в школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По окончании курса (1319) Петрарка, по желанию отца, начал изучать право сначала в Монпеллье, а потом в болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но право совсем не интересовало Петрарку, который все более и более увлекался классическими писателями. По выходе из университета он не сделался юристом, а посвятился в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Цицерона. Поселившись в Авиньоне, П. сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джиакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделенная любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одною из причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз. Покровительство Колонн и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрел домик в долине речки Сорги, где, с перерывами, прожил 16 лет (1337 — 1353). Между тем письма П. и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. П. выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся, в Воклюз. Будучи пламенным патриотом, П. увлекся попыткою Кола ди Риенцо и писал ему сочувственные письма, что испортило его отношение к Колоннам и побудило его переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344 — 45 и 1347 — 51), где он завязал многочисленные дружеские связи, между прочим с Боккаччо, П. навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший П. волшебником, в виду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, П. поселился в Милане, при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого П. посетил, по его приглашению, еще во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. П. оставил Милан и, после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу, поселился в Венеции (1362 — 67), где жила его незаконнорожденная дочь, с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни П. провел при дворе Франческо да Каррара, отчасти в Падуе, отчасти в подгородной деревеньке Арква, где и умер, Произведения П. распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию (Canzoniere) и разнообразные сочинения, написанные по-латыни. Канцоньере П. заключает в себе сонеты и канцоны, изображающий любовь П. к Лауре при ее жизни и после ее смерти, несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта — Триумфы (Trionfi), в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Канцоньере, выдержавшее уже до начала XVII в. ок. 200 изданий и комментированное целой массой ученых и поэтов, от Л. Марсильи в XIV в. до Леопарди в XIX в., определяет значение П. в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения П., которые определяют его значение, как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству (“Epistola ad posteros”), излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога П. с блажен. Августином (“De coutemptu mundi” или “De secreto conflictu curarum suarum”), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями П. и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес П. к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата (“De remediis utriusque fortunae”, “De vita solitaria”, “De otio religioso” и “De vera sapientia”). Оставаясь строго верующим католиком, П. в этих трактатах, а также в переписки и др. произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески П. не научился) с церковной доктриной, при чем резко нападает на схоластиков и на современное ему духовенство (особенно в “Письмах без адреса” — “Epistolae sine titulo”). Критическое отношение П. к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия (“Contra medicum quendam invecivarum libri IV”), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V (“Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia”), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение П. (“Contra qaendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum”) и полемический трактат против авероистов (“De sui ipsius et multorum ignorantia”). Критицизм П. и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — “De rebus memorandis libri IV” (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных по этическим рубрикам, напр. об уединении, о мудрости и т. п.) и “Vitae virorum illustrium” — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка П. (“Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV” и “Epistolae seniles libri XVII”), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собою моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (напр. письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо;. Менее значения имеют речи П., произнесенные им при разных торжественных случаях, его путеводитель в Палестину (Itinerarium Syriacum”) и латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории (“Васоlicum carmen in XII aeglogas distinctum), эпическая поэма “ Африка”, где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв. Значение П. в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы, с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с ее критическими отношением к современности и к прошлому, с ее попыткою найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.

Наиболее полное собрание сочинений П. — “Opera omnia” (Базель, 1554) лучшее издание его переписки Fracassett, “Epist. famil. et variae” (Флоренция, 1854 — 63) и в итальянск, перевод. с многочисленными примечаниями (Флор., 1863-67). Полное издание биографий знамен, людей дал Razzolini (Болонья, 1874): речи П. изданы Hortis (“Scritti inediti F.P. “, Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений П. — Carducci. (“Rime di F. P. sopra argomenti morali e divesi”, Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедия П. “Philologia”, ему приписываются находящиеся в рукописях: “Vita Senesae”, “Sententia de Terentii vita”, “De casu Medeae” и “Comoedia super destructionem Caeseuae”. Лучшая из новых биографий П. : DeSade, “Memoires pour la vie de F. P. “ (Амстердам, 1744 — 47); Mezieres, “Petrarque” (Пар., 1868); L. Geiger, “Petrarka” (Лпц., 1874), Zumbini, “Studj sul P. “ (Неаполь, 1878); Korting, P. Leben und Werke” (Лпц., 1878). Указатель литературы о П. — Ferrazzi, “Bibliografia Petrarchesca” (Бассано, 1877). На рус. яз. : Де-Губернатис, “Фр. Петрарка и его юбилей” (“Вестн. Европы”, 1874 г., кн. 9); Корелин, “П. как политик” (“Русская Мысль”, 1888 г., кн. 7 и 8).

Назад в раздел