Екатеринбургский «Декамерон»
Известный писатель Алексей Иванов, автор популярных романов, которые продолжают с успехом переиздаваться, сделал своим читателям сюрприз: его новая книга – не роман, а документальное повествование. Правда, нужно сразу же заметить, что «Ёбург» (так называется книга) читается именно как роман. Во время своего визита в Новосибирск писатель рассказал, о чем эта книга, передает «ФедералПресс.Сибирь».«Это на самом деле не роман, это – non-fiction. Сто историй, сто сюжетов из жизни Екатеринбурга. Этакий екатеринбургский «Декамерон», история, эпос про то, как закрытый советский город Свердловск превратился в современный хайтековский мегаполис Екатеринбург. Книга – о великой метаморфозе, переходном этапе в жизни города.
И город во время этой метаморфозы я называю вот таким площадным, уличным названием Ёбург. Эта история общезначима в силу того, что Екатеринбург отвечал на все вопросы, которые задавала ему эпоха.
Вообще, что означают город столичный и город провинциальный? Что такое столица и что такое провинция? Провинция всегда живет вне исторического времени. То есть нам что пять, что десять, пятнадцать лет, что пятьдесят, что двести лет назад – все одно и то же, ничего не меняется. Это и есть жизнь провинции, жизнь, в которой ничего не меняется.
А Екатеринбург или, например, Новосибирск – это города не провинциальные в силу того, что они живут в историческое время. Они ищут ответы на жгучие вопросы эпохи. Как отвечал на эти вопросы Екатеринбург, я рассказал в книге «Ёбург». А вопросов было много: как строить демократию, как бороться с криминалом, каково место художника в обществе, каковы гражданские институты? Новосибирск сталкивается с такими же вопросами. Я думаю, что вы отлично понимаете, о чем я говорю.
Екатеринбург – город очень сильный по характеру и абсолютно столичный по менталитету. Туда, знаете, с московскими понтами не заедешь! Екатеринбург – это мой любимый город, иначе бы я не стал писать эту книгу. Надеюсь, что будет и документальный фильм по книге «Ёбург».
Я категорически против понятия «краевед». На мой взгляд, это что-то косное, ущербное, убогое и т. д. В России до 1917 года вообще не было понятия краеведения как такового. Люди изучали весь большой мир, его историю, культуру, природу – но на примере своего края. То есть изучали большой мир на примере своего края, а не свой край большого мира. Вот изучать свой край большого мира – это краеведение, а все остальное – просто обычное познание мира, который окружает человека.
Меня уже достало: Иванов – писатель-краевед, певец родного края, воспевает родную Пермь и т. д. Я написал восемь романов. Из них только в одном действие происходит в Перми. И то на окраине города. И тем не менее я – певец Перми… Да пропади она пропадом, эта Пермь! Сколько можно ее воспевать?! Кстати, у меня только в трех романах действие происходит на Урале. Я и не певец Урала, просто я его хорошо знаю и люблю, но не ставлю целью своей жизни возвеличивание Урала. Так уже надоели все эти клише!»