Интеллектуальная жизнь | |
Вместе с распространением университетского рационализма коренным образом изменяется и письменная культура, все больше распространяется грамотность. При этом у всех европейских наций художественная литература все больше переходит с мертвого латинского на только еще формирующиеся, но живые и понятные новые народные языки. Латынь, конечно, продолжает занимать почетное место официального языка церкви, науки и дипломатии, но новые языки также обретают свою сферу применения: французский становится языком межнациональной светской культуры, провансальский – языком высокой лирической поэзии.
Книги становятся доступнее и дешевле, их количество резко возрастает благодаря деятельности монахов бенедиктинского ордена, избравшего своим девизом слова «Nulla dies sine linea» («Ни дня без строчки»). Великие библиотеки и скриптории Средневековья (прежде всего Монтекассино) даже составляют определенную конкуренцию огромным библиотекам арабского мира (прежде всего Багдада и Александрии), все еще превосходящего в культурном отношении христианский мир. Именно тогда на смену древнему свитку приходит более современная форма рукописной книги, заложившая основы современного книжного оформления (формат, поля, красная строка, иллюстрации, переплет).
Ле Гофф отмечает и такое новое явление в социальной жизни Европы, как некое «интеллектуальное бродяжничество», которое было определенной формой социального протеста. В нем участвовали странствующие поэты и шуты, голиарды и жонглеры, «странная группа интеллектуалов» , маргиналы средневекового общества, деклассированные элементы. «Слово «joculator», жонглер, в ту эпоху было эпитетом для всех тех, кого находили опасным, кого хотели выбросить за пределы общества. Joculator? – Да это же «красный», это бунтовщик!» Один из самых известных «интеллектуальных бродяг» того времени – ”Joculator domini” Франциск Ассизский.
Как утверждает А.Ф. Лосев, это было время, когда «материальная индивидуалистическая и рационалистическая тенденция уже вещала здесь о наступлении небывало новой эпохи…В указанных нами основных чертах западной философии XIII века нельзя не находить непосредственное предшествие Возрождения, если не прямо его начальную стадию. И культ разума, и его опора на опыт, и та материально-пластическая сущность, в которой диалектически совпадают материя и смысл, – все это является прямой предпосылкой именно Возрождения» .
Самарина М.С. |
Назад в раздел