Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск Карта Регистрация
Пасторальный роман «Амето» Пасторальный роман «Амето»
Первым произведением флорентийского периода является, как уже было сказано, повесть «Амето», начатая в Неаполе. Повесть сложная, во многом для литературы новая, хотя и достаточно еще эклектичная. Написана она частично прозой, частично стихами. Литературная ее зависимость от различных источников несомненна. Так, общий замысел восходит к Вергилию и Овидию, из «Циклопа» которого Боккаччо заимствовал мотив перерождения дикого, необузданного человека в изящного кавалера (у Овидия — преображение Циклопа под воздействием любви к нереиде Галатее). Влияние Данте заметно и в некоторых частных эпизодах (поздние дантовские эклоги на латинском языке), и в выборе строфической формы для вставных стихотворных кусков («Божественная комедия»). Понятно при этом, что античный мотив получил под пером Боккаччо спиритуализированно-аллегорическое звучание вполне в духе тогдашнего католического миросозерцания.

Cymon and Iphigenia.jpg
Грубый пастух и охотник Амето живет где-то в междуречье Арно и Мупьоне. Однажды ему повстречалась стайка резвящихся на лоне природы нимф. В одну из них, Лию, Амето влюбляется с первого взгляда. В день празднования культа Венеры (понимаемой здесь как любовь в христианском смысле) Амето с семью нимфами и тремя пастухами собираются под цветущим деревом у прозрачного ручья. Нимфы, олицетворяющие семь основных добродетелей соответственно тем богиням, которым они служат (Паллада — Мудрость, Помона — Умеренность, Веста — Надежда и т. д.), поочередно рассказывают свои самые заветные любовные истории. Когда рассказчицы смолкают, Лия, олицетворяющая надежду, окунает Амето в очищающий источник, и в него вселяются все семь добродетелей: Любовь, Вера, Надежда, Мудрость, Справедливость, Умеренность, Мужество. В апофеозе Амето является ослепительная Венера. Так Амето из грубого животного превращается в Человека.

 Пасторальный сюжет имеет тут прозрачно-аллегорический смысл: семь нимф — три богословских и четыре основных добродетели, сам Амето — символ человечности, сперва неотесанной и грубой, потом смягчаемой под действием любви, освященной добродетелями; преображенный Амето обретает способность лицезреть единого и триединого в своей тайной сущности бога.

Главная пружина аллегории — любовь, начало человечности и очищения — свойство поэтической культуры времени, восходящее к трубадурской доктрине о возвышающей силе любви. Следует, впрочем, заметить, что приеуще оно было не столько чувству Боккаччо, сколько его интеллекту. К тому же аллегория лишь один из элементов «Амето», и отнюдь пе самый существенный. В художественную систему этой пасторали, которая, наряду со следующей пасторалью Боккаччо, «Фьезолапскими пимфами», в значительной мере определила собой дальнейшее развитие пасторального жанра в западноевропейской литературе, входят и другие элементы, в частности лирический и реалистический. Достаточно сказать, что все семь нимф и их возлюбленные отвечают исторически распознаваемым прототипам. Среди них — Фьямметта, с очевидными чертами Марии д' Аквино, да и сам Боккаччо.
СКАЧАТЬ
Амето. Перевод прозы Г.Муравьевой. Перевод стихов А.Эппеля
Веселовский А.Н. О сочинении Боккаччо "Амето"

Назад в раздел