"Корбаччо" | ||||
"Ворон, или Лабиринт любви", последнее по времени художественное произведение Боккаччо, написанное в 1354-м либо в 1355 году. "Ворон" — это сатира, направленная против некой вдовушки, которая насмеялась над чувствами влюбленного в нее рассказчика. Но это уже не назидательный рассказ о мести молодого студиозуса полюбившейся ему вдовушке, которая не только отринула его притязания, но и жестоко посмеялась над ним (см. седьмую новеллу VIII дня "Декамерона"), а суровая инвектива против уловок и притворства женщин вообще. Книга довольно горькая, подсказанная внутренней неудовлетворенностью не только собственной жизнью и поступками, но и своими писаниями (не исключая "Декамерона", особенно тех его новелл, которые были сочинены во славу женщин). Эта исповедальная горечь придала книге совершенно особый привкус, далекий от спокойной и уравновешенной атмосферы "Декамерона". Реализм Боккаччо поставлен тут на службу смятенному вдохновению, остро полемичному и какому-то отчаянному. Это получило отражение в пространных периодах риторической декламации откровенно морализаторского толка. Лучшими страницами, правда весьма ядовитыми, являются те, где Боккаччо с присущей ему остротой глаза описывает проделки и ухищрения обманувшей рассказчика вдовушки. Тут он достигает поразительной сатирической силы. Но наибольшее значение книги, пожалуй, в том, что она, наряду со знаменитым диалогом Петрарки с Августином Блаженным, писавшемся почти одновременно, выражает настроения оскорбленного суетностью жизни гуманиста, разочарованного в действительности и находящего в книгах и культе поэзии высший смысл и идеал жизни. И хотя поле приложения сил при этом весьма ограничено, но зато такая жизнь морально куда честнее. Признание суетности мира, суетности страстей, призыв к сосредоточенной, уединенной жизни, посвященной словесному искусству и философии, — вот смысл этой книги. Она полагает резкую грань между двумя периодами в жизни и творчестве Боккаччо: от поэтических фантазий и участия в жизненном пиру к углубленным научным трудам и размышлениям в тиши. Новое умонастроение было вызвано не одними личными переживаниями. Это кризис целого поколения гуманистов, вызванный крахом многих иллюзий, пришедших в столкновение с реальным ходом истории. |
||||
СКАЧАТЬ | ||||
|
Назад в раздел