Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск Карта Регистрация
 «Малый трактат в похвалу Данте» «Малый трактат в похвалу Данте»
Боккаччо о Данте
Данте Боккаччо посвятил два сочинения на итальянском языке — «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372) и незавершённый цикл лекций о «Божественной Комедии».
Первое сочинение заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию», доведённый только до начала 17-й песни ада.


Тяжелые раздумья Боккаччо о жизни, времени и литературе сказались в его книге о Данте.
Наряду с любовью к классической литературе древности, что подтверждается его латинскими сочинениями, культом куда более близким и личным был для Боккаччо Данте. Очевидными свидетельствами этого интереса являются собственноручные копии "Новой жизни" и "Божественной комедии", комментарии к первым семнадцати песням "Ада" и трактат "Жизнь Данте" (дошедший до нас в трех редакциях: одной, более пространной, созданной между 1357 и 1362 годами, и двух других, более кратких и, по всей вероятности, более поздних.

Приведенный здесь текст "Жизнь Данте" не есть в строгом смысле слова подробное жизнеописание Данте: из биографических сведений он приводит лишь те, которые помогают восстановить характер Данте, его величие как поэта, его обширные научные и поэтические занятия, его философскую доктрину. Это скорее "духовная биография" Данте. Данте был для Боккаччо примерным образом поэта, и в этом смысле биография приобретает характер панегирика поэзии вообще, характер утверждения эстетических позиций самого Боккаччо (тут любопытно сопоставить трактат о Данте с тем, что Боккаччо писал в XIV главе "De Genealogiis"), характер апологии обновленной культуры, которая, как понимал великий чертальдец, способна воспринять в высшем синтезе уроки классической литературы древности и новейшие опыты на так называемом volgare.

В творчестве Данте Боккаччо сумел прозорливо разглядеть тягу к идеям нарождающегося гуманизма, несомненную к ним близость. И вот это обстоятельство очень импонировало его собственному идеалу культуры и поэзии, который он исповедовал. Это объясняет, почему Боккаччо говорит о длительном и упорном изучении Данте латинских писателей и о его намерении "подражать им... создавая свое". Но это же объясняет и то, что Боккаччо считает своим долгом пожурить Данте за его чрезмерную, с точки зрения гуманиста Боккаччо, увлеченность злободневными политическими распрями, чрезмерную партийную одержимость. Боккаччо даже полагает, что именно последнее обстоятельство побудило отчасти Данте писать свою "Божественную комедию" на volgare. Как в энтузиазме перед гуманистическими мотивами Данте, так и в некоторых своих колебаниях Боккаччо предваряет — хотя и с большим простосердечием — те оценки дантовской поэзии, которые давали ей писатели итальянского кватроченто и чинквеченто.
А как свидетельство о собственных настроениях и о времени книга просто неоценима.

Н. Томашевский
СКАЧАТЬ
Жизнь Данте. Перевод Э. Линецкой
Веселовский А.Н. О книге "Жизнь Данте"
А. Н. Веселовский Боккаччо и Данте

Назад в раздел