Джованни Боккаччо (1313 – 1375), наряду с Данте Алигьери и Франческо Петраркой, является одним из «трех венцов» итальянской литературы Золотого века. Именно ему принадлежит решающая роль в создании классической итальянской прозы, а также в организации систематических филологических штудий на университетском и академическом уровне. Он замыкает блестящую плеяду имен Данте и Петрарки, и является мастером третьего, или «низкого» жанра, жанра бытовой новеллы.
«Декамерон» - это широчайший охват итальянской действительности, это некая «энциклопедия итальянской жизни»; это и своего рода эпическое отражение европейского Ренессанса. Не обладая ни дантовской глубиной, ни психологизмом Петрарки и не добившись такого почти мистического почитания в Италии, как его великие учителя, Боккаччо все же остается интереснейшим автором, в увлекательной, простой и реалистичной форме описавшим бурную и драматическую жизнь Италии XIV века.
В новеллах Боккаччо сочетаются быт и романтика, возвышенная любовь и кровавые убийства, библейские притчи и архаические средиземноморские сюжеты, комизм обыденной жизни как составляющая «смеховой культуры средневековья и Ренессанса» и трагизм сильных страстей на фоне самой опустошительной эпидемии чумы в истории Европы; дух этого «пира во время чумы» через несколько столетий гениально описал Пушкин.
«Декамерон» - это и рождение классического жанра европейской новеллы, нашедшей затем множество последователей и оказавшей грандиозное воздействие на всю европейскую литературную традицию, особенно на роман в его генезисе. Новеллистка Боккаччо оказала также большое влияние и на развитие европейской драмы нового времени, явилась сокровищницей сюжетов, из которой обильно черпали драматурги европейских стран 16-19 столетий. Очень многим обязаны классической итальянской новелле Шекспир и Сервантес.
Последовательная установка на реализм изображения, жизненная непосредственность и трезвый бытовой элемент, богатство психологического содержания, сознательная артистичность формы и жизнерадостное настроение всего сборника сделали «Декамерон» выразителем нового гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения, для которого характерно открытие «мира и человека». Тем не менее, творчеству Боккаччо как писателю переходной эпохи присущи тяжелые и даже мучительные идеологические противоречия, нашедшие отражение в его позднем творчестве.
Российское изучение творчества Боккаччо, насчитывающее немало известных имен, является неотъемлемой частью мировой боккаччианы, а в русской классической литературе и в переводческой деятельности обращение к творчеству великого флорентийца также стало традицией (Пушкин, Батюшков, Кузьмин).
При этом российская критика, включая советский ее период, достаточно объемна, будучи представлена как фундаментальными исследованиями, так и многочисленными публикациями, которые посвящены частным проблемам. Фундаментальным исследованием является классический труд А.Н.Веселовского «Боккаччо, его среда и сверстники», по сей день сохраняющей научную значимость. Особое значение имеют исследования «смеховой культуры» позднего средневековья, проведенные отечественными авторами – М.М.Бахтиным, Д.С.Лихачевым, А.М.Панченко и другими. Творчество Боккаччо исследовали такие известные современные ученые как А.А.Смирнов, Р.И.Хлодовский, А.Д. Михайлов (работы о раннем творчестве Боккаччо) Л.М.Баткин, М.Л. Андреев. Но внушительная исследовательская литература советского периода, к сожалению, отягощена марксистскими идеологемами, в свете которых великий писатель оценивается прежде всего как борец с клерикализмом и ниспровергатель религиозно – аскетического мировоззрения, борец с католической церковью и чуть ли не революционер. Нельзя не отметить того печального обстоятельства, что инерция советской интерпретации сохранилась и в постсоветский период: в меньшей степени в научном, но в большей – в педагогическом сообществе. Кроме того, Боккаччо как автор «Декамерона» прочно заслонил для русского читателя практически все остальные стороны и направления культурной деятельности великого итальянского гуманиста.
Поэтому, на фоне весьма разнообразных исследований наследия великого итальянского писателя мы до сих пор не располагаем целостной картиной восприятия литературно-философского творчества Джованни Боккаччо в историческом порядке и в комплексной системе проблемных аспектов. Боккаччо – мыслитель разноплановый, со скрытыми подтекстами, что и создает платформу для самых различных, иногда неожиданных интерпретаций современных исследователей, стремящихся восполнить эти лакуны.
В течение нескольких лет группа исследователей, объединившая филологов, литературоведов, культурологов и философов, впервые пыталась подвести некоторые итоги многолетнего изучения Боккаччо отечественной гуманитарной наукой; суммировать значимое присутствие итальянского классика в составе русской словесности, переводческой работы, журнальной публицистики и эссеистики. Результаты исследований нашли свое воплощение в издании большой антологии, посвященной творчеству Боккаччо. Структура и состав антологии «Боккаччо: pro et contra» выстроен в классической манере изданий серии «Русский Путь». В антологии на конкретном историческом материале и на хронологически выстроенных текстах, представленных в антологии, раскрывается история ценностного отношения и освоения русской мыслью литературного и философско-религиозного наследия великого итальянского писателя.
Представленные на данном сайте материалы проекта дают широкую историческую панораму литературоведческих, культурологических исследований, посвященный Боккаччо и его творчеству. Ваши комментарии и отзыву о проекте присылайте на электронный адрес: info@rhga.ru
Проект выполняется при финансовой поддержке РГНФ (№13-04-00232)НОВОСТИ ПРОЕКТА
Актриса Вера Сотникова сыграла в Емве "Декамерон" | |
Емву в составе труппы Московского независимого театра посетила актриса Вера Сотникова, известная телезрителям не только по фильмам "Самая обаятельная и привлекательная", "Десять лет без права переписки", "Королева Марго", "Даша Васильева. Любительница частного сыска", но и как ведущую телепрограммы "Битва экстрасенсов". | |
Армавирский театр представит свою версию «Декамерона» | |
Новеллы итальянского вольнодумца времен эпохи возрождения Джованни Боккаччо окунут зрителя в атмосферу средневековья. | |
Жители Новгорода увидят спектакль «Декамерон» с участием Веры Сотниковой | |
Спектакль «Декамерон» с участием советской и российской актриса театра и кино Верой Сотниковой состоится в театре Великого Новгорода. |
Новости 10 - 12 из 15
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец