14 октября 2013 прошел День чтений " Боккаччо в итальянском кино ХХ века" | |
Краткая информация Шестидесятые годы принесли в Италию глубокие экономические и социальные изменения. Италия открыла для себя Европу и, вместе с тем, большую терпимость в отношении представителей другого пола, что повлияло на общество, чувство стыда. Именно в этом контексте должна рассматриваться особая судьба, которая ожидает Боккаччо и его «Декамерон» до конца семидесятых годов: она заключается прежде всего в свободном, современном прочтении, которое отдавало предпочтение элементам новизны в современном обществе (работа на заводах, потоки туристов, СМИ), как в полнометражном фильме «Боккаччо-70» (1962) в четырёх новеллах, снятых разными режиссёрами, среди которых наиболее известные Марио Моничелли, Федерико Феллини, Лукино Висконти и Витторио Де Сика. И только потом новеллист начинает интерпретироваться как можно ближе к оригинальному тексту, с поиском преемственности в простых персонажах, в крепкой связи с социальным устроем, как в «Декамероне» Пьера Паоло Пазолини (1970), первоначально задуманном как щедрый набор из минимум пятнадцати новелл, из которых в сокращённой версии, с которой мы знакомы, остались только самые заметные. Если в намерениях Пазолини шумный и стихийный средневековый мир противопоставляется лицемерной и народной Италии периода экономического чуда, то вскоре такая временная отчуждённость отрыла дорогу распутным вариациям на тему духа Боккаччо и «декамеротики», которые могли рассчитывать также на обновленную судьбу другого средневекового течения, мятежного и плутовского («Армия Бранкалеоне» Марио Моничелли, 1970). Эта конференция призвана дать более широкий обзор богатой и переменчивой судьбы «Декамерона» в кинематографе второй половины XX века, который иллюстрирует, хотя и с совершенно разными художественными результатами на качественном уровне, большую роль, которую для итальянцев и их обычаев всегда играла фреска с сюжетами и героями, созданными Боккаччо во второй половине XIV столетия. |
Назад в раздел