Чтения в Университете Мессины «Декамерон» во время и после Тридентского собора (1559-1600) | |
Цель чтений состояла в том, чтобы собрать небольшое количество докладов хорошего уровня, посвященных исследованию именно этого периода в истории «Декамерона».
Во второй половине XVI века, когда папа римский Павел IV обнародовал Index librorum prohibitorum, так называемый Индекс запрещённых книг (1559), «Декамерон» Боккаччо стал главным объектом испытаний для католической церкви, которая желала напрямую контролировать произведения литературы (а также теологии, философии, искусства, права и т.д.). Эта идея нашла знаменитых сторонников и исполнителей в зале Тридентского собора. «Декамерон» стал объектом обсуждение на соборе не только как текст, который необходимо изменить и переписать согласно установленным моральным требованиям, но и как пример традиционного для эпохи Возрождения жанра новеллы, который переосмысливался с точки зрения дидактики, оказавшись между сопротивлением во имя «развлекательного» комического жанра и приравниванием к новому повествовательному канону с призывами «приносить людям пользу» и «учениями» о вежливости и морали в соответствии с постулатами контрреформации. Это сложный и спорный процесс, который нельзя рассматривать, основываясь только на проявлении цензуры «сверху», но на него надо смотреть как на процесс, у которого за плечами полвека теорий и дискуссий о статусе литературы как антропологическом явлении. Потому что, как сказал в конце 1550 гг. Виченцо Маджи в «Комментариях к Аристотелю» (Explanationes ad Aristotele), истинной материей «Поэтики» являются не только очертания слов, но в особенности то, что трансформируется и развивается в читателе, в зрителе, «animus scilicet humanus» (а именно человеческий разум). Подробнее на сайте http://www.italianstudiescenter.org/ |
Назад в раздел